Эйно Илмари "Иллу" Юутилайнен
Эйно Юутилайнен родился в городе Лиекса в Финляндии, в составе Российской империи, 21 февраля 1914 года. С детства, прочитав книгу о «Красном бароне» — Манфреде фон Рихтгофене, решил стать летчиком. Детские и юношеские годы провел в Сортвале. Летное образование получил в Воздушной академии.
Считается, что Ютилайнен сбил 94 самолета с какой-то дробью. Об этой дроби он рассказывает в своем интервью, которое дал в 1999 году американскому журналу «Милитэри хистори», вы можете прочитать это интервью в приложениях. Там же он грустно замечает, что еще около 30 побед так и остались неподтвержденными. Воистину справедлива пословица: «Нигде так не врут, как перед выборами, на войне и после охоты». Но для начала приведем список его побед.
В составе группы Юутилайнен, прозванный по немецкой традиции Иллу, принимал участие в «зимней войне» с СССР, уничтожив на «Фоккере» Д. XXI 19 декабря 1939 года ДБ-3 — первая победа Юутилайнена, И-16 и СБ в группе.
Самолет Fokker D.XXI в ВВС Финляндии во время Второй мировой войны.
9 июля 1941 года Юутилайнен вновь вступил в бой с ВВС РККА, а позднее и с сопровождавшей конвои авиацией союзников. 9 июля 1941 года Иллу были записаны две победы над И-153. Среди сбитых Юутилайненом самолетов — все мыслимые и немыслимые типы самолетов противника: здесь и И-15бис и И-153, И-16 и ЛаГГ-3, МиГ-1 и МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, Ла-5 и Ла-7, ДБ-3Ф и Пе-2, Ил-2, СБ и Ли-2, «Спитфайры», «Мустанги» и даже «Лайтнинги», невесть откуда взявшиеся на советско-финском фронте, не говоря уже о «Харрикейнах», «томахауках» и «Аэрокобрах». А также Хе-111, сбитый в 1942 году. По числу записанных на его счет сбитых типов Юутилайнен является мировым рекордсменом. Ни один другой летчик не заявлял об уничтожении сразу 23 сбитых типов.
Ilmari Juutilainen и его Brewster BW-364 в войне продолжения на аэродроме Тийксярви зимой 1942–1944 гг.
С июля 1941 года Юутилайнен воевал на нескольких типах американских «Брюстеров», сбил на этой машине 28 самолетов союзников. С января 1943-го использовал немецкие Ме-109 12 различных модификаций (!) — от Ме-109 Г-2 до Ме-109 Г-6.
После перевооружения на Ме-109 в начале 1943 года воевал в составе летной группы (полка) 34 — LLv34. Свою последнюю победу одержал над транспортным Ли-2 3 сентября 1944 года, за две недели до окончания войны. Всего мастер группы Э. Юутилайнен совершил 437 боевых вылетов.
Bf 109G-2, Музей «Крылья мечты» в Сан-Карлосе , Бразилия. На этом типе самолета Juutilainen одержал 58 воздушных побед.
Победы
Fokker D.XXI 2 1/6
Brewster B-239 34
Messerschmitt Bf 109 G 58
Всего 94 1/6
После войны в течение нескольких лет находился в составе финской гражданской и коммерческой авиации.
Умер 21 февраля 1999 года.
За боевую работу Юутилайнен был дважды награжден финским Крестом Маннергейма 2-го класса (лишь четыре человека были удостоены этого Креста дважды), также награжден финской Медалью свободы и Крестом свободы 3-й и 4-й степеней, награжден также немецкими Железными крестами2-й и 3-й степеней, медалями.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ilmari_Juutilainen
https://ru.qwe.wiki/wiki/Ilmari_Juutilainen
https://history.wikireading.ru/271668
https://iknigi.net/avtor-ilmari-yutilaynen/63457-ya-bil-stalinskih-sokolov-luchshiy-finskiy-as-vtoroy-mirovoy-ilmari-yutilaynen/read/page-1.html