Amapok (52vadim) wrote,
Amapok
52vadim

Categories:

Из истории радиолокации...

Зарождение и развитие радиолокации относится к более позднему по сравнению с радиосвязью предвоенному периоду. И, тем не менее, армии стран фашистского блока, а также Англии, США и Советского Союза к началу Второй мировой войны имели на вооружении РЛС различного назначения, обеспечивавшие в первую очередь противовоздушную оборону.
Так, в системе ПВО Германии использовались РЛС дальнего обнаружения воздушных целей «Фрея» (дальность действия до 200 км) и «Большой Вюрцбург» (дальность действия до 80 км), а также РЛС орудийной наводки зенитной артиллерии «Малый Вюрцбург» (дальность действия до 40 км). Несколько позже были введены в строй мощные стационарные РЛС типа «Вассерман» (дальность действия до 300 км). Наличие этих средств позволило к концу 1941 года создать довольно стройную радиолокационную систему ПВО, состоявшую из двух поясов. Первый (внешний), начинался у Остенде (в 110 км северо-западнее Брюсселя) и тянулся до Куксгафена (в 100 км западнее Гамбурга). Второй (внутренний) шел от северо-восточной границы Франции вдоль немецко-бельгийской границы и заканчивался у Шлезвиг-Гольштейна. С поступлением на вооружение РЛС управления огнем зенитной артиллерии типа «Мангейм» (дальность действия до 70 км) в 1942 году между этими двумя поясами стали устанавливаться дополнительные посты. В результате к концу 1943 года образовалось сплошное радиолокационное поле ПВО.

В ходе войны Англия построила сеть станций вдоль южного побережья, а затем на всем восточном побережье. Так возникла линия «Чейн Хоум». Однако немецкая разведка вскоре выявила не только дислокацию, но и основные параметры этой сети. В частности, было установлено, что диаграммы направленности английских РЛС по отношению к поверхности земли (моря) составляют некоторый угол, образуя в системе обнаружения непросматриваемые зоны. Используя их, фашистская авиация осуществляла подход к побережью Англии на малых высотах. Англичанам пришлось создавать дополнительную линию РЛС, обеспечивавшую маловысотное поле.

В 1935 г. немецкая компания «GEMA» создала первый прибор радиообнаружения для Кригсмарине, а с 1937 г. радары начали устанавливать на военных кораблях. С 1941 г. оснащались станциями и подводные лодки: это позволяло успешно атаковать корабли и суда ночью и в плохих погодных условиях, а в 1942 года немецкие подводники получили в свое распоряжение систему «FuMB», позволявшую определять момент облучения субмарины радаром корабля или патрульного самолета противника. Кроме того, командиры субмарин, уклоняясь от вражеских кораблей, оснащенных радарами, стали активно применять малые ложные радиоконтрастные цели, имитировавшие собой рубку подлодки.
Знания одной лишь основной идеи было не достаточно для практического создания даже самого простого радиолокатора. Помимо основного принципа действия, инженерам пришлось изобрести множество необыкновенно важных и остроумных технических устройств и приборов: магнетроны, клистроны, лампы бегущей волны, волноводы, усилительные и генераторные лампы сложной конструкции. При этом инженеры полагались лишь на собственные силы: многие технические задачи, с которыми пришлось столкнуться во время работы над РЛС, были секретными, что затрудняло обмен информацией между учёными. Радиотехника длинных волн, с которой исторически началось освоение, была неприменима на высоких частотах.

Одно из первых устройств, предназначенных для радиолокации воздушных объектов, продемонстрировал 26 февраля 1935 года шотландский физик Роберт Уотсон-Уотт, который примерно за год до этого получил первый патент на изобретение подобной системы.
С 1939 г. в Германии вводится в строй система раннего радиообнаружения. Люфтваффе принимает на вооружение первые авиационные радары. Уже к середине войны радары Кригсмарине по многим параметрам стали уступать РЛС союзиков, а боязнь командиров кораблей быть обнаруженным противником по их излучению, свела их применение к миниму.
Начавшаяся Вторая мировая война потребовала от британских инженеров эффективных мер борьбы с налётами немецкой авиации, и летом 1940 года под руководством Генри Тизарда был разработан резонансный магнетрон, ставший основой новой эффективной бортовой радиолокационной системы сантиметрового диапазона, которой в начале 1941 года были оснащены американские и британские самолёты.

Австрийский архитектор Рудольф Компфнер создал лампу бегущей волны, усиливающую сигнал в миллион раз в широком диапазоне частот. За разработку этого прибора Компфнеру присвоили звание доктора физики.

Передающая (слева на шасси ГАЗ-ААА) и приемная машины РУС-2

На вооружение в СССР радиолокационные станции были приняты в 1939 году и впервые применены для дальнего обнаружения самолетов в июне 1941 г. при отражении налетов германских бомбардировщиков на Москву. В дальнейшем станции применялись при защите Ленинграда, Горького, Саратова.
Аппаратура РЛС РУС-2С работала безотказно. После занятия г. Можайска противником, боевой расчет лейтенанта Лазуна, захватив всю боевую технику проселочной дорогой вышел к Кубинке, а затем и к Москве. В НИИ-20, сдав экспериментальный образец РУС-2С, боевой расчет с новой штатной аппаратурой занял новую боевую позицию в районе Истры, где и продолжил круглосуточное боевое дежурство вплоть до конца октября 1941 г. Вот выдержки из донесений 337-го радиобатальона ВНОС только за один день 1941 года: «Старшие операторы Соловьев и Гуздь (Истра) сразу же обнаружили большую группу вражеской авиации и передали о них данные. Эту же группу на расстоянии 103 км обнаружил старший оператор РЛС Васильев (Кубинка). По их данным, истребительной авиацией было сбито 5 фашистских Ю-88. В тот же день старший оператор ефрейтор Муравьихин (Внуково) обнаружил группу самолетов. Наши самолеты были подняты в воздух и два ME-109 и три Хе-111 были сбиты».

В 1942 г. на вооружение поступили первые авиационные радары для самолетов «Пе-2». Лишь с 1943 г. в системе ПВО стало применяться наведение истребительной авиации станциями РЛС. Станции орудийной наводки, поставляемые по ленд-лизу, в СССР применялись, основном, для зенитных орудий. Для контрбатарейной борьбы радаров явно не хватало. Также и на кораблях были установлены РЛС зарубежного изготовления. На протяжении всей войны советские подлодки не имели ни РЛС, ни ГАС. Причем и перископные антенны появились на субмаринах, только в середине 1944 года, да и то всего на семи подлодках. Советские подводники не могли эффективно действовать в темное время суток, не могли выходить в бесперископные атаки, ставшие нормой во флотах других стран, а для приема и передачи радиодонесений необходимо было всплывать в надводное положение.


В годы войны в СССР было изготовлено 1500 РЛС всех типов, в то время, как по ленд-лизу получено 1788 станций для зенитной артиллерии, 373 морских и 580 авиационных. Кроме того, значительная часть советских РЛС была просто скопирована с импортных образцов. В частности, 123 артиллерийских радиолокатора «СОН-2» являлись точной копией английского радара «GL-2».

В 1940 г. в США на вооружение поступают первые радары дальнего обнаружения, а через два года на флоте внедряются радары системы автоматического наведения зенитных орудий. В американском флоте к 1945 году были разработаны и приняты на вооружение более двух десятков РЛС, использовавшихся для обнаружения надводных целей. С их помощью американские моряки, например, обнаруживали субмарину противника в надводном положении на расстоянии до 10 миль. Немаловажную роль в разработках американских РЛС сыграл обмен информацией с Великобританией, благодаря чему американцы получали сведения о самых последних разработках, как союзников, так и Германии. США пренадлежало безоговорочное лидерство в разработке радаров корабельного и авиационного базирования. За годы войны США отправили союзникам по договору лен-лиза более 54 тысяч авиационных РЛС.

Во время войны программу по созданию советских радаров возглавлял инженер-адмирал Аксель Берг, сведения об американских разработках добывала советская разведка.

В 1946 году американские специалисты — Реймонд и Хачертон написали: «Советские учёные успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретён в Англии».

Большое внимание в системе ПВО уделяется решению проблемы своевременного обнаружения низколетящих воздушных целей (англ.).
Непрерывное развитие средств и способов радиолокации и РЭБ в годы Второй мировой войны оказало существенное влияние на способы боевых действий и эффективность войск ПВО, ВВС, ВМС и сухопутных войск сторон. В ходе войны постоянно росли масштабы использования наземной, корабельной и самолетной радиолокационной техники и средств помех, развивалась и совершенствовалась тактика их боевого применения. Эти процессы характеризовались обоюдоострой борьбой сторон, которую за рубежом в послевоенный период стали называть «радиовойной», «войной в эфире», «радарной войной» и «радиоэлектронной войной».


https://setinoid.ru/types/radioreleynaya-svyaz
http://wwii.space/%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/
https://tech.wikireading.ru/2474
https://topwar.ru/100437-iz-istorii-radiolokacii-i-radioelektronnoy-voyny.html
Tags: #радиолокация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments