amapok (52vadim) wrote,
amapok
52vadim

Categories:

Дирижабль «Норвегия»

Оригинал взят у vaga_land в Дирижабль «Норвегия»


Впервые прочитал книгу Умберто Нобиле «Крылья над полюсом» (М., «Мысль», 1984 г. тираж 70 тыс. экз.). Почему ранее не читал, не знаю. Как-то не попадала в руки.
Умберто Нобиле чаще всего вспоминают в связи с крушением дирижабля «Италия», а ведь в 1926 году Нобиле вместе с Амундсеном и с итальянско-норвежским экипажем впервые перелетел из Шпицбергена на Аляску через Северный полюс.
Финансировал экспедицию американец Линкольн Элсуорт (Эллсворт) выделивший Норвежскому аэроклубу 125 тыс. долларов. На эти деньги норвежцы купили у итальянцев дирижабль, и кроме этого итальянцы выделяли техников, рабочих и необходимое оборудование для устройства базы снабжения на Шпицбергене.
Описывая подготовку к полету, и сам полет, Нобиле ни единым словом не упомянул Муссолини, хотя тот даже присутствовал на прощальной церемонии перед отлетом дирижабля из Рима.




Слева направо: Амундсен, Муссолини и Элсуорт (Рим, апрель 1926 года)




Король Виктор Эммануил после осмотра кабины дирижабля.




Дирижабль над Ленинградом

«В России нас принимали очень сердечно. Все обещания, данные ответственным секретарем Министерства иностранных дел М.М. Литвиновым в январе, когда я в разгар зимы приезжал в Москву, чтобы договориться о нашей остановке в России, были выполнены. Большой ангар в Гатчине отремонтировали и оснастили на средства Советского правительства. Имелся и персонал, необходимый для швартовки и обслуживания дирижабля. Ценной была и помощь, которую оказывали нам советские метеорологи и радисты.
В ангаре можно было наблюдать интересное зрелище. Каждый день здесь собирались люди, пришедшие взглянуть на воздушный корабль. Целые группы школьников со своими учителями, курсанты военных училищ, студенты, служащие, инженеры, рабочие, крестьяне - мужчины и женщины всех возрастов и профессий приходили тысячами и стучались в ворота, за которыми возвышался ангар.
Приезжали из Ленинграда, из Москвы, были гости и из более отдаленных мест. Они показывали свои разрешения солдатам, которые дежурили у ворот, и входили в ангар группами, соблюдая порядок. Они обходили корабль вокруг, задавали вопросы, слушали объяснения. Осматривали кабину снаружи, держась на некотором расстоянии, причем по глазам было видно, что им очень хочется побывать внутри, но из деликатности они не решались попросить об этом. Но самые решительные все-таки выходили вперед и спрашивали у меня позволения заглянуть внутрь. При этом соблюдалась строжайшая дисциплина и порядок. … В поезде Ленинград - Гатчина, на улицах, в ангаре, где мы работали, - повсюду мы чувствовали внимание, уважение и сердечность. Вокруг нас, итальянцев, создалась атмосфера доброжелательности, которая нас воодушевляла и облегчала долгое, изматывающее нервы пребывание за границей, вдали от родины, в ожидании того дня, когда мы сможем продолжить полет к неизведанным, недоступным районам».

Вообще-то, в то время Гатчина называлась Троцком, но по понятным причинам Нобиле не стал писать об этом.


Геннадий Олонкин на шхуне "Мод"

Оказывается, в экипаже Нобиле был и русский, радист Геннадий Олонкин (на фотографии он на шхуне «Мод», третий слева). Кто такой? Почему не знаю? Поискал в Интернете – пишут, что он родился в Архангельской губернии, в Мудъюжской волости, отец – помор, мать – норвежка. Что за Мудъюжская волость? В Архангельском уезде такой не было. Если имелось в виду, что Олонкин родился в одной из деревень на реке Мудъюге, что впадает в Двинскую губу Белого моря рядом с островом Мудъюг, так эта волость называлась Патракеевской, по имени деревни Патракеевки, существующей и поныне.
Амундсен взял его в полет, видимо потому, что они хорошо знали друг-друга. В 1918 году Олонкин, работал радистом на метеостанции Югорский Шар, и присоединился к экспедиции Амундсена на шхуне «Мод», когда шхуна проходила мимо Новой Земли. Интересно, как Амундсен узнал об Олонкине? Через русских, живущих в Норвегии? И кто заменил Олонкина на метеостанции?
Потом были три зимовки возле берегов Сибири, и, видимо, Амундсен неплохо относился к парню, раз после окончания экспедиции взял его в полет на дирижабле. Правда, потом он обидел его, да что там «обидел», он поступил крайне непорядочно.

Нобиле писал:
«Это был русский юноша, высокий и очень худой, белокурый, с небесно-голубыми глазами. Он никогда не улыбался, что делало его на вид довольно суровым, но душа у него была прекрасная. Во время долгого пути из Рима в Кингсбей он отлично справлялся со своими обязанностями, принимая и отправляя десятки радиограмм. Под конец мы с ним стали добрыми друзьями. Лучшего радиста для этого полета найти бы не удалось.
Однако на следующий день после нашего прибытия в Кингсбей Готтвальдт, который руководил радиослужбой на борту дирижабля, сообщил мне, что из-за дефекта слуха, обнаруженного у Олонкина, он хочет заменить его радистом местной станции Сторм-Йонсеном. Я оцепенел от изумления: до сих пор Олонкин хорошо слышал! Готтвальдт ничего не ответил, но в тот же день, чтобы убедить меня, направил к русскому юноше врача, лечившего шахтеров, и тот, даже не побеспокоившись пригласить меня на проверку, подтвердил дефект слуха. Так добрый Олонкин был отстранен от участия в последнем полете. Он очень переживал это, Томазелли даже видел, как он плачет. Думаю, что истинной причиной исключения Олонкина из экспедиции было желание Амундсена иметь на борту еще одного норвежца. После этой замены в составе экспедиции оказались семь итальянцев, семь норвежцев, один швед и один американец».
Шведом был Мальмгрен, он погибнет позже, после крушения «Италии», а американцем – Элсуорт, без денег которого полет был бы невозможен.

В 1926 году Олонкин получил норвежское гражданство, жил и работал в Тромсё, в институте метеорологических исследований. Умер в 1960 году от рака.




Дирижабль «Норвегия» в Кингсбее, на Шпицбергене.




Экипаж «Норвегии» сбрасывают флаги на Северном полюсе 12 мая 1926 года.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments