На юге Японии находится город Минамикюсю, который еще несколько десятков лет назад был обычной деревушкой под названием Тиран. Во время Второй мировой войны в самом центре этой деревни стояла закусочная «Томия-сёкудо». Она сохранилась до сих пор. Ее хозяйкой в годы войны была женщина Торихама Томэ. Именно эта закусочная и ее хозяйка, которую позже прозвали матушка-камикадзе, стали последним светлым воспоминанием для сотен японских юношей, пожертвовавших жизнью ради победы своей страны...
Именно в закусочной «Томия-сёкудо» японские камикадзе, которым никогда не суждено было вернуться с задания, проводили последние часы своей жизни, выпивая рюмку саке и повязывая на лоб ритуальную повязку-хатимаки. Вдали от родного дома, Торихама Томэ становилась для обреченных летчиков единственной близкой душой. Вместо родных матерей, матушка-камикадзе провожала их на смерть.
Томе Торихама в окружении пилотов Камикадзе
8 декабря 1941 года один из главных союзников Гитлера японский император Хирахито отдал приказ вице-адмиралу японского флота Тюити Нагумо атаковать американскую военную базу, расположенную на Гавайских островах. Это был Перл-Харбор.
Перл-Харбор после атаки
На разгром американской базы этот адмирал бросил 441 самолет палубной авиации. В результате всего за один день японская армия практически полностью уничтожила все линкоры тихоокеанского флота США. После этого Япония одержит еще несколько блестящих побед, захватив Малайю, Индонезию, Филиппины, Бирму, угрожая вторжением в Австралию.
Японцы будут полностью контролировать почти весь Тихий океан. Но 4 июня 1942 года в битве у острова Мидуэй японская армия потерпит поражение, от которого так и не сможет оправиться до самого конца войны.
В 1944 году японский император, понимая, что все главные битвы его армия уже проиграла и стране грозит оккупация американскими войсками, вводит в действие план «Сёга» — «Победа». Остановить войска американцев и их союзников, которые идут к Филиппинам, должен особый авиационный ударный отряд «Божественный ветер» — по-японски «камикадзе». Возглавил новое подразделение войск адмирал Ониси Такидзиро. Он объявил во всех войсках набор добровольцев. Всего через пару дней выяснилось: желающих пожертвовать жизнью ради победы гораздо больше, чем самолетов.
Ониси Такидзиро
Уже через пять дней после объявления официального набора в отряд «Божественного ветра» был совершен первый боевой вылет камикадзе. Он состоялся 25 октября 1944 года. Несколько японских самолетов «Зеро» атаковали американские авианосцы в заливе Лейте.
Первый самолет «Зеро», за штурвалом которого был камикадзе Юкио Секи, ударился в корму американского авианосца «Сени», убив взрывом 16 человек. На палубе начался пожар. На остальных кораблях эскадры личный состав был поднят по тревоге. Но радары ничего не зафиксировали в небе.
Зато всего через несколько минут матросы на палубах американских авианосцев «Суони» и «Сент-Ло» увидели как с неба на них обрушиваются японские самолеты. На «Сент-Ло» в результате атаки японских камикадзе взорвался боезапас, корабль разорвало на части. 114 членов экипажа погибли. Во время первой самоубийственной атаки японцы в считанные минуты потопили один и вывели из строя шесть эскортных авианосцев, потеряв 17 самолётов.
Атаки камикадзе шли по определенному плану. Чтобы самолет не запеленговали, японские летчики шли к цели в нескольких десятках метров над водой — вне зоны действия радаров. Оказавшись рядом, летчик резко взмывал вверх и обрушивался на палубу из пике высотой в 2-3 километра. Эта тактика смертельного боя требовала невероятной отваги. Она оставалась основной до самого конца войны.
После первого набора все смертники писали рапорт по специальной форме. В заявлении о приеме в камикадзе указывалось, что они готовы к смертельному вылету. У них оставался выбор — расписаться в одной из двух граф: «готов» или «готов немедленно». Части камикадзе комплектовались самолетами-истребителями «Зеро». Каждый такой самолет нес 250-килограммовую бомбу. Пилоту предписывалось не сбрасывать ее. Он мог промахнуться. Камикадзе приводил заряд в готовность перед своим последним пике. Даже если его успевали расстрелять в воздухе силы ПВО и пилот погибал, неуправляемый самолет падал на свою цель.
Несмотря на сотни героических подвигов камикадзе, битва за Филиппины была проиграна. 12 тысяч убитых, свыше 50 тысяч раненых американцев. Камикадзе потопили 26 и повредили 164 корабля. 7 бомбардировщиков США уничтожено, 26 повреждено. Потери японцев: 108 тысяч солдат, 80 тысяч гражданского населения. Япония проиграла. Это признал даже император, но только не обычные японцы. После подписания акта о капитуляции 2 сентября 1945 года один из создателей отрядов «Специальных атак» — вице-адмирал Матомэ Угаки — лично повел семь бомбардировщиков в атаку на корабли союзников у Окинавы. Его перехватили истребители.
Матомэ Угаки
Почти весь высший армейский состав Японии совершил обряд харакири. Многие сделали это на площади возле императорского дворца. Эти самураи XX века хотели, чтобы их хозяин знал: они не опозорили себя. «Отец камикадзе», адмирал Ониси, совершил харакири и отказался от секунданта, который должен был отрубить ему голову. Он умирал 12 часов. В это время он написал прощальное письмо:
«Я прошу прощения у душ погибших летчиков и их осиротевших семей. Я желаю, чтобы моя смерть стала уроком для молодого поколения японцев. Безрассудство только помогает врагу. Не забывайте о своей законной гордости тем, что вы японцы. Со всем пылом духа камикадзе боритесь за процветание Японии и за мир во всем мире».
источник