amapok (52vadim) wrote,
amapok
52vadim

Category:

Как появилась магнитная запись и первые магнитофоны?

Изобретатель телеграфона — Вальдемар Паульсен.
Одним из ярких воспоминаний детства для меня навсегда останется первая запись на магнитофон. Услышав свой(такой одновременно знакомый и чужой) голос со стороны, я испытал, наверное, неменьшую радость, чем Эдисон при записи своей первой фонограммы. Следующие три десятка лет магнитофон оставался моим спутником, помощником и источником а у диоинформации. И хотя он доставлял гораздо больше мороки, нежели проигрыватель пластинок, его возможности были куда шире.
Уходящей эре электромагнитной записи и посвящена моя следующая статья озвуконосителях.

Первый телеграфон Паульсена внешне напоминал фонограф Эдисона.

Телеграфон Паульсена

Идея использовать для записизвука эффект остаточного намагничивания воплотилась в жизнь в 1898 году. 1декабря датский физик Вальдемар Паульсен запатентовал... нет, не магнитофон.Тогда изобретатель назвал свой аппарат телеграфоном, ведь в его основе лежалметод преобразования акустических колебаний в электромагнитные (с помощьюмикрофона) и наоборот (с помощью динамиков) – как в телеграфе.

Внешне новый аппарат подражал фонографу Эдисона. Так жевращался цилиндр, только вместо слоя воска вокруг него располагались моткитонкой стальной проволоки (в первой модели это была струна от фо-но). А рольрезца выполнял электромагнит, мимо которого по винтовой резьбе и двигался валикс проволокой. Если в фонографе звуковые колебания вырезались в виде дорожки суглублениями, то в телеграфоне они отображались в виде участков с разнойнамагниченностью. Для воспроизведения записанного, как и в фонографе, всеповторялось с точностью наоборот.

Открытие электромагнитной записи было революционным, но в то время ее широкомувнедрению мешала масса недостатков. Во-первых, очень слабый звук, который можнобыло слушать только в наушниках. Во-вторых, крайне неудобный звуконоситель,ведь чтобы записать 40 минут звука, требовалось ни много ни мало целых шестькилометров стальной проволоки! Тем не менее изобретение было весьмаперспективным – на Всемирной выставке в Париже телеграфон получил гран-при.Первой представленной миру магнитной фонограммой стал голос императораАвстро-Венгрии Франца Иосифа.

Паульсен продолжал совершенствовать телеграфон. Он заменил проволоку стальнойлентой шириной 3 мм,которая перематывалась с одной бобины на другую, проходя мимо двухэлектромагнитных головок – записывающей и воспроизводящей. В результате аппаратстал приобретать знакомый нам магнитофонный имидж. Тем не менее, звук оставалсяодновременно и шумным и тихим, аппарат – громоздким, и конкуренции с громкими иудобными граммофонами явно не выдерживал.

Развитие электромагнитной записи сдвинулось с мертвой точки лишь в 1930-хгодах, когда уже были изобретены ламповые усилители. Звук стал громче, нооставалась проблема удобного звуконосителя. Стальные ленты и проволоки имелисвойство быстро размагничиваться, поэтому их приходилось прокручивать с большойскоростью – несколько метров в секунду, для чего требовались мощные электродвигатели.В результате сами аппараты весили до нескольких сот килограмм. Фонограммы былине намного легче. Так, 14 часов записи, сделанной на Международном конгрессе,весили целых 100 кг.Соответственно, бобины были диаметром полтора метра, а порвавшуюся проволокусоединяли... электросваркой! Стирали же запись обычным сильным магнитом.


Но что это мы всё онедостатках... Я уже как-тописал, что вытесняемые граммофонами фонографы выжили благодаря способностимногократной записи на один и тот же носитель (восковой валик можно былообточить и записать по-новому). Магнитная запись имела в этом плане гораздоболее широкие перспективы.

Магнитная пленка и бобинный магнитофон
Эпоха «хеви-металлических» звуконосителей закончилась, когда Фриц Пфейлерразработал технологию нанесения на бумажную ленту порошкового железа. А когдабумажную ленту сменила пластиковая, родилась та легкая магнитная пленка,которой пользовались следующие десятки лет. Пленка была компактна, стоиланедорого, хорошо склеивалась, намагничивалась и размагничивалась. Последнееобычно зависело от размера кристалликов порошка по принципу – чем меньше, темлучше. Улучшение качества намагничивания позволило снизить и скорость движенияпленки. В 1940-х годах ее скорость удалось снизить с 76 см/сек до классических19 и 9,6 см/сек.

Итогом всех этих новшеств стал аппарат под знакомым названием магнитофон,который представила в 1935 году немецкая компания AEG. Кроме легкой ленты ваппарате присутствовал новый тип кольцеобразных электромагнитных головок. В1938 году определилась и классическая троица головок – записывающая,воспроизводящая и стирающая. На стирающую головку подавались токи высокойчастоты, в результате чего лента многократно и быстро перемагничивалась. Взаписывающей головке, наоборот, была функция дополнительного подмагничивания,снижающая шумы при записи.

То, что большинство открытий в сфере электромагнитной записи было сделано вфашисткой Германии, неудивительно, если вспомнить «кухню» Мюллера из к/ф«Семнадцать мгновений весны». Магнитофоны были неотъемлемой технической частьюГестапо, ведь с их помощью было так удобно делать радиоперехваты, подслушивать телефонныеразговоры, фиксировать допросы.

Но настоящий магнитофонный бум начался в послевоенное время. Преимуществааппарата были налицо.
Во-первых, значительно облегчался процесс записи. Запись на пластинку быланеудобной, дорогой и единоразовой. Любая ошибка в процессе записи приводиламатрицу в негодность. А вот на магнитофоне можно было без особых хлопотзаписывать множество дублей, добиваться идеального звучания, выбирать лучшее. Иглавное – звукорежиссер получил возможность работать над фонограммой вдальнейшем: монтировать, делать наложения, улучшать и изменять звуковыехарактеристики.

Во-вторых, запись можно было стереть и использовать звуконоситель по-новому.Поэтому вслед за разведкой хвалу магнитофону должны воздать, в первую очередь,мои коллеги – репортеры, журналисты и работники радио. Очень важно и то, что назапись и воспроизведение на магнитофоне почти не влияли внешние толчки итряска, чего не скажешь о «нежном» и поэтому исключительно стационарномпроигрывателе грампластинок.

Однако, несмотря на все достоинства, магнитная лента так и не смогла вытеснить виниловуюпластинку. Причина заключалась в том, что магнитная запись была все-такименее долговечной и качественной, нежели запись механическая. Лента имеласвойство размагничиваться (средний срок ее службы составлял около 20 лет),особенно если попадала в сильное магнитное поле, например, вблизи колонок илихолодильника. Плюс ко всему, она рвалась, мялась, растягивалась, легковоспламенялась, а при каждой перезаписи с одной пленки на другую качествофонограммы неизменно ухудшалось. Большим неудобством магнитофонов дляпользователя была и невозможность быстро перейти к нужному фрагменту фонограммы– мотать ленту приходилось либо следя за счетчиком, либо просто на глаз. Правдав «навороченных» магнитофонах позже появилась система поиска пауз междупеснями, но сам процесс перемотки это не отменяло.

В какой-то момент два звуконосителя стали просто дополнятьдруг друга. Например, прежде, чем нарезать матрицу для пластинки, оригиналзаписи делали на удобной магнитной пленке (ее называли мастер-лентой). Меломаны,конечно, предпочитали собирать именно пластинки, но чтобы меньше ихэксплуатировать, нередко слушали музыку, переписанную на магнитную ленту. Да идостать пластинку было не в пример труднее, чем запись. Настоящей находкой сталмагнитофон и для простого обывателя, не обладающего стойкими музыкальнымивкусами. Понравилось что-то – записал, надоело – стер и записал на ту же лентучто-нибудь помоднее. К тому же, можно было сделать сборник по своемуусмотрению.

Так индустрия пластиночных магнатов впервые столкнулась с массовым инеподконтрольным бытовым тиражированием фонограмм. «Пиратские» пластинки,конечно, начали выпускаться еще в начале ХХ века. Но тиражирование винила вдомашних условиях было невозможным, для этого были нужны специалисты и техника.А вот магнитофон позволял одной купленной пластинке распространяться вомножестве магнитных копий. К 1980-м годам итогом синтеза звуконосителей сталипопулярные музыкальные центры, где проигрыватели пластинок совмещались сдвухкассетным магнитофоном и усилителем.
Еще один интересный факт. Какое-то время изобретателипытались ввести в обиход круглые магнитные носители, подражающие формепластинок, но они не прижились. Зато спустя время они нашли применение вкомпьютерной сфере. Да, эти круглые намагниченные пленки стали начинкой хорошоизвестных нам мягких (Floppy) дисков, проще говоря, дискет. Хороший примервозрождения не прижившейся формы в новом качестве.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42508/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments