amapok (52vadim) wrote,
amapok
52vadim

Путевка в небо "крылатому металлу": Moisant L'Ecrevisse

original

Что "алюминий - крылатый металл" знают все. Ну да, алюминий и сплавы на его основе используются в авиастроении не первое десятилетие, до сих пор оставаясь основой любого массового самолета (несколько, конечно, уступив место магнию и титану). Однако, когда алюминий получил право называться крылатым, кто первый построил алюминиевый самолет?Оказывается, сделал это (и не только первый алюминиевый, но и первый цельнометаллический самолет вообще) американец франко-канадского происхождения John Moisant. Причем, построил он его не в Канаде и не в САСШ, а непосредственно во Франции, куда отправился изучать новорожденную авиацию. Дозрел он до своего самолета в 1909 году, будучи уже достаточно опытным пилотом.

original

общий вид самолета

Причем, судя по всему, он еще и неплохим инженером оказался - потому, что построенный им самолет весил вместе с краской и бенином, но без пилота - всего лишь 250 килограммов. Много это или мало? Аналогичные деревянно-полотняные аэропланы такой же размерности весили в то время раза в полтора-два больше. Эта экономия веса открывала интересные возможности в плане полезной нагрузки и/или продолжительности полета (запаса топлива). Опять же: при ротативном моторе Гном в 50л.с. энерговооруженность самолета была куда как выше, чем у одноклассников из дерева и тряпок. Однако - авиация делала еще первые шаги...

original1

вид спереди, до покраски


Проблема в том, что выбранная конструктором общепринятая на тот момент аэродинамическая схема (с "рулем глубины" впереди и рулем направления сзади) была не очень хороша. Помимо продольной неустойчивости, требовавшей особенного внимания от пилота - она еще преподнесла отдельный сюрприз сверхлегкой машине.
Статическая тяга двигателя в момент начала движения и при разгоне совершенно не компенсировалась весом хвостовой части, поэтому самолет проявлял склонность к капотированию. Разгон на нем надо было начинать "медленно и нежно", чтобы плоскости биплана успели "схватиться за воздух" до того, как тяга кувыркнет его носом вниз. Так что успешной машина не стала, есть сведения только о нескольких подлетах той или иной степени успешности в 1910 году.

А в следующем, 1911 году John Moisant вернулся в САСШ, где трагически погиб в время каких-то очередных призовых авиагонок, очень было популярное тогда зрелище.

Геннадий Бадаев
Tags: Курилка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments