amapok (52vadim) wrote,
amapok
52vadim

Высоко сижу, далеко гляжу.

Российская воздушная разведка.

5c505c7f827b32c108114950b31_prev

Камера Ульянина

Первый серьезный успех российской воздушной разведки случился 105 лет назад. В 1908 году Сергей Ульянин получил патент на «фотографический аппарат для воздушной автоматической записи фотограмметрических данных». Прибор с таким затейливым названием представлял собой огромную камеру с фокусным расстоянием объектива 1 метр. Изначально ее предполагали использовать на аэростатах, но Балканская война показала, что изобретение Ульянина идеально подходит для самолетов. Его фотоаппарат оказался на редкость удачным. Без серьезных изменений он прослужил в авиации всю первую мировую и считался лучшим для воздушной разведки.

23989b682788b27ee4e253889b9_prev

Р-1

После октябрьской революции промышленность переживала не лучшие времена. Основную часть авиапарка советской России составляли трофейные самолеты. «Первой ласточкой» нашего авиапрома стал самолет Р-1. Эту машину русские инженеры скопировали с британского de Havilland D.H.9. Обычно значимость этой машины в истории российского воздушного флота оценивается невысоко. Уже к началу производства самолет считался устарелым. Но именно на основе этого армейского разведчика с нуля создавалась авиапромышленность нашей страны. Вплоть до 30х годов Р-1 оставался самым массовым самолетом, выпускавшимся в СССР. Девяносто лет назад, в 1923, была заказана первая партия из 200 экземпляров этой машины. Всего за годы производства было построено 1650 таких машин.

«Лакированный гарантированный гроб»

Р-1

fbb949d1297ec390d4e0ee6cb0e_prev

ЛаГГ-3

Вопреки распространённому мнению, во время Великой Отечественной войны это широко известное прозвище не употреблялось. Нелестное «погоняло» появилось в 1969 году после выхода книги Михаила Арлозорова о Лавочкине «Фронт идет через КБ». Во время войны же самолет называли «рояль» или «красавец». ЛаГГ-3 в первую очередь использовался в качестве истребителя, но также хорошо зарекомендовал себя и в воздушной разведке и корректировке артобстрелов. Для экономии дефицитных материалов, корпус «красавцев» изготавливали из фанеры, сосны и дельта-древесины. Будучи по своей природе скептиком, Сталин не поверил в рассказы о негорючести корпуса самолета. В 1941 году, перед началом производства, он потребовал, чтобы ему принесли образец дельта-древесины и попробовал поджечь его от своей трубки. Не вышло. Семьдесят лет назад, в 1943 году, в Горьком начали производство последней, 66 серии ЛаГГ-3.

«Балалайка»

71ad05e8c24e98331d503ad8c6d_prev

МИГ-21Р

МиГ-21 стал самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире, он состоял на вооружении 65 стран. До середины шестидесятых страны Западного блока не имели ни малейшего представления об этом самолете и предпринимали все возможные усилия, чтобы завладеть им. Попытка удалась 15 августа 1966, когда Мунир Редф сумел угнать истребитель в Израиль. Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада. Разведчики на базе «балалаек» — МиГ-21Р производились в течение 5 лет: с 1966 по 1971 год. На них ставилось три типа разведконтейнеров. Днем работал тип «Д» — с двумя фотоаппаратами для перспективной съемки, четырьмя — для плановой, одной щелевой камерой и магнитофоном. Для ночных условий предназначался тип «Н». Он вмещал фотокамеру и 188 осветительных пиропатронов в качестве вспышки. Контейнер типа «Р» обеспечивал радиоразведку. Несмотря на преклонный возраст, экспортные версии МиГ-21 выпускаются до сих пор. Только в прошлом году в Китае построили 2500 J7/F7.

Зоркие «Стрижи»

4f733c0ae66ba3ce5da474a2802_prev

ТУ-143 «Рейс»

Как ни странно это сегодня звучит, но 40 лет назад в сфере беспилотников у нас конкурентов не было. Семидесятые стали эпохой расцвета советских разведывательных БПЛА. Самым массовым из них стал реактивный ТУ-143 «Рейс». За 13 лет — с 1976 по 1989 их было построено 950 штук. Для сравнения, в 2002 году в ВВС США было всего 200 БПЛА разных моделей. На сегодняшний день «Рейс», конечно, безнадежно устарел, но в свое время это был серьезный прорыв. Помимо " Рейсов", в СССР массово производились ТУ-123 "Ястреб" и ТУ-141 "Стриж".

А что сегодня?

7f07f71176613f7004620867a23_prev

СУ-24МР

Основным фронтовым разведчиком российской авиации сегодня является "немолодой" СУ-24МР. Тридцать лет назад, в 1983 году, в Новосибирске началось его серийное производство. В любое время суток он может выполнять всепогодную комплексную разведку на глубину более 400 километров за линию фронта. "На пенсию" эти самолеты должны отправиться в 2020. Очевидно, им на смену придет ПАК-ФА Т-50. В серию их обещают запустить через 2 года.

c36e75a9c8ad88597695af7001f_prev

Первый полет ПАК-ФА

Советский Союз создал гигантский задел по беспилотникам, достаточно вспомнить "Луноход" или "Буран". К сожалению, в дальнейшем эту фору наша страна бездарно проиграла. Использование отечественных БПЛА в осетинском конфликте обернулось серьезным позором. В качестве выхода из создавшейся ситуации военные предложили "китайский подход", ведь сработал же он у нас в двадцатых. "Донором" выбрали Израиль, благо опыт строительства автономных шпионов у них богатый. Российская лицензионная копия "Searcher II" получила название "Форпост", в серию пока не запущена. Остальные БПЛА российского производства не выдерживают никакой конкуренции с продвинутыми разработками. Как сократить это отставание, скопировать чужое или придумать толковое свое, пожалуй, одна из главных задач Минобороны на сегодняшний день.

aed91f2f117d851c84191b659b8_prev

Дмитрий Строганов




http://nnm.ru/blogs/samovar1/vysoko-sizhu-daleko-glyazhu/#cut
Tags: воздушная, разведка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments