amapok (52vadim) wrote,
amapok
52vadim

Убийство и реанимация в старой Японии

Оригинал взят у al_med в Убийство и реанимация в старой Японии


Часть первая. Убийство

«Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен...»

Михаил Булгаков

С древних времён и по сей день рукопашный бой идёт рука об руку с самой гуманной из наук - медициной. В Японии и в Китае искусство поражения жизненно важных точек (кюсё) развивалось одновременно с методами традиционной медицины: точечным массажем, прижиганием, акупунктурой. Японское слово «кюсё» при одинаковом звучании можно перевести как «девять точек» или «ранимые точки», но и как «точки для прижигания». Подобно отцу медицины – Гиппократу, некоторые японские врачи чередовали практическую медицину с изучением рукопашного боя. Были и обратные примеры – когда признанные мастера рукоприкладства обращались к медицинским трактатам, дабы поднять своё искусство на новый, ещё более смертоносный уровень.

Мировоззрение дальневосточных медиков и мастеров рукопашного боя в чрезвычайно упрощённой форме можно представить следующим образом: жизненная энергия ци циркулирует в организме по сложной системе каналов, связывающих воедино внутренние органы, кожный покров, мышцы и кости. При лечении заболеваний врач стремится устранить дефицит ци в организме, восстановить нормальный баланс инь и ян и свободную циркуляцию ци в каналах и коллатералях тела путём воздействия на особые точки тела, где каналы и коллатерали выходят на поверхность. Путем иглоукалывания, массажа и прижигания этих точек, которые называют «цубо», врач восстанавливает нормальный ток ци и нормализует работу внутренних органов. Противоположное, разрушительное воздействие на те же точки использует мастер рукопашного боя.

Сразу должен оговориться: с чрезвычайным скепсисом следует относиться ко всем литературным источникам, поскольку нет сферы человеческой деятельности более мифологизированой, нежели восточные стили рукопашного боя. И нигде так вольно не обращаются с фактурой и датами. Например, согласно «Каппо» Д.А. Богуша, основатель школы рукопашного боя Ёсин-рю врач Акаяма Сиробэи жил в XI веке. Однако, по данным «Анатомии жизни и смерти» В.В. Момота, Акияма Сиробэй (с "й" на конце) всё ещё был жив в первой половине XVII века и несмотря на более чем почтенный возраст, предпринял путешествие в Китай. Но, не будем придираться к мелочам.

Итак, в первые десятилетия XVII в. врач из Нагасаки Акияма Сиробэй отправился в Китай для изучения медицины. Овладение методами реанимации под руководством некоего У Гуаня доктор чередовал с изучением приёмов хакуда (безоружных ударов) у китайского мастера по имени Бо Чжуань. Впрочем, знатоки-востоковеды утверждают, что врач никуда не ездил, поскольку в описываемое время Япония встала на путь самоизоляции и путешествия во внешний мир были запрещены. Вероятно Акияма Сиробэй учился у китайцев, которые успели во множестве осесть в портовом Нагасаки. Вернувшись на родину, доктор основал частную школу боевых искусств, где начал преподавать хакуда. Значительную роль в становлении Ёсин-рю и разработке искусства саппо сыграл второй патриарх школы Оэ Сэмбэй. Его перу (точнее, кисточке - прим. second_doctor) принадлежит наставление с чудесным названием: «Способы убийства и реанимации школы Ёсин-рю».

Во введении к «Способам убийства и реанимации» изложена альтернативная история возникновения школы: «Что касается происхождения способов убийства и реанимации, то говорят, что эти тончайшие знания были получены в эпоху Чжоу одним лишь Пянь Цяо, поэтому-то и точны эти методы лишь в традиции Пянь Цяо. Позднее, в эпоху Троецарствия, эту традицию получил некий вассал и военный чиновник правителя Вэй по имени Цао Цао и благодаря этому обрел великую славу, его традиция и была передана во всей полноте нашей стране. В то время в краю Хи-но дзэн (провинция Хидзэн) в местечке Исахая жил человек по имени Ёсин Сэм-бэй Ёситоки. Он любил кэмпо и искусство бросков и достиг чистейшей утонченной искусности... Получив свиток «Объяснение [строения] тела», переданный вэйским военным чиновником, некогда жившим в Нагасаки, он постиг его тончайшее содержание, назвал его «Свитком восьми добродетелей» и основал школу, которую назвал «Ёсин-рю»».

В «Объяснении [строения] тела» были запечатлены уязвимые точки человеческого тела. Оэ и его ученики тщательно изучили и описали локализацию уязвимых точек, классифицировали их, присвоили им японские названия и описали эффект воздействия на них. Все эти сведения были обобщены и зафиксированы в «Наставлении относительно «Объяснения [строения] тела», которое стало главным секретом Ёсин-рю.

Большое влияние на развитие японских техник рукопашного боя оказала книга «Саньцай ту-хуэй» («Собрание иллюстраций трех основ»). Она была привезена в Японию в начале эпохи Эдо (1603—1868 гг.) и издана под названием «Вакан сансай дзуэ» («Японское и китайское собрание иллюстраций трех основ»). Одиннадцатая глава этой книги называется «Каналы и коллатерали». Изложеная в главе теория «каналов и коллатералей» одинаково применима в традиционной восточной медицине и рукопашном бое. Иллюстрации «плотных» и «полых» внутренних органов из этой главы были без изменений перенесены в ряд книг по дзюдзюцу.


Иллюстрация из «Саньцай ту-хуэй»

Запрет на ношение оружие для простонародья в Японии в эпоху Эдо подстегнул развитие школ рукопашного боя. Но не всегда количество переходило в качество. Источники тех лет пестрят ошибками. Есть мнение, будто мастера намеренно вводили в заблуждение недостойных учеников. Однако, более вероятно, причиной ошибок было слепое копирование более ранних источников без должной проверки. Ибо далеко не всякий мастер подобно китайцу Чжан Сан-фэну мог на протяжении 13 лет выкупать осужденных на смертную казнь преступников и на них отрабатывать практические навыки. Свою лепту вносили небрежные переводы китайских источников и действовавший в школах режим секретности. В результате, одни и те же уязвимые точки могли иметь разное обозначение в разных школах. Тексте начала эпохи Эдо «Свиток устных наставлений о методах убийства и реанимации, которые следует хранить в сердце» школы Такэноути-рю по этому поводу говорит следующее:

«Кулачные приемы — редчайшее божественное искусство. Не обладая точными знаниями уязвимых точек, крайне трудно убить противника одним ударом кулака или оживить его. Хотя издревле существовали книги со схемами уязвимых точек, из-за того, что они изобиловали ошибками относительно изменений в сезонах и звездах, от них не было толка. Поэтому необходимо внимательно исследовать эти вопросы, изучать древние книги и восполнять их недостатки, ибо, если не знать расположения «плотных» и «полых» внутренних органов, то эффективность кулачных приемов будет невелика».


Локализация уязвимых точек из наставления школы Сэйю-рю

Наставление по рукопашному бою с применением новейших (в то время) знаний по анатомии прекрасно иллюстрирует отрывок из «Иллюстрации к «Объяснениям [строения] тела»:

Убийство [ударом] в точку ганка («под соском») — это пронзающий удар в «четыре внутренних угла» груди. [Здесь] канал проходит через два органа — легкие и сердце. Следует знать, что, во-первых, [таким] ударом поражается «плотный орган» сердце. Все остальные «плотные» и «полые» органы связаны с этим «плотным» органом сердце, и стоит нанести хотя бы легкий удар [в сердце], как он немедленно отзовется в [всех остальных] органах. Посему следует знать, что [метод поражения сердца] является самым эффективным способом убийства».

1853 году в Японии началась новая жизнь. Демонстрация пушек американских фрегатов лучше, чем что-либо убедила японцев в преимуществах западного образа жизни. Подписание Канагавского договора под угрозой артобстрела открыло перед японцами такие несомненные блага цивилизации, как водопровод, железные дороги, высшее медицинское образование, а в перспективе – ядерные бомбардировки. Странно, но в Японии до сих пор не памятника бравому коммондору Пери и его «чёрным кораблям», открывшим Страну Восходящего Солнца после многовековой изоляции. Новая эпоха началась в японских единоборствах. До революции Мэйдзи японский рукопашный бой представлял собой великое разнообразие более или менее эффективных стилей, преподаваемых мастерами с фрагментарными и часто ошибочными представлениями о человеческой анатомии и физиологии. С наступлением эпохи Мэйдзи в Японии начала формироваться стройная система боевых искусств, основанная на европейских знаниях о строении человеческого тела.


"Чёрные корабли" коммодора Мэттью Перри на японской иллюстрации, 1854 г.

У истоков нового подхода к совершенствованию техник рукопашного боя стоит Кано Дзигоро, основатель стиля Кодокан дзюдо, который сумел организовать совместную работу своего наставника по школе дзюдзюцу Тэндзин синъё-рю Иноуэ Кэйтаро и профессора Токийского университета Одзава Кэндзи. В результате исследований уязвимых точек человеческого тела на свет появилась статья «Дзюдзюцу сикацу-но бэн» («Объяснение методов умерщвления и реанимации дзюдзюцу»), опубликованная в 1884 г. в журнале Токийского университета «Гакугэй сирин» («Журнал наук и искусств»). В статье были описаны всего лишь двадцать уязвимых точек, изучаемых в традиции Тэндзин синъё-рю. Но их анализ впервые в истории японских единоборств был проведён с позиции западной анатомии и физиологии.


Кано Дзигоро, 1860-1938 гг.

Первая работа, рассчитаная на широкую аудиторию, была опубликована в 1887 г. мастером школы Тэндзин Синъё-рю Инокути Мацуносукэ. Книга называлась «Дзюдзюцу кэн бо дзукай хикэцу» («Иллюстрированное разъяснение секретов дзюдзюцу, фехтования мечом и палкой»). За нею последовали «Дзюдзюцу сикацу бэнран» («Краткое руководство по технике умерщвления и реанимации дзюдзюцу») Мияути Кисеи, «Дзюдзюцу хидэи каппо» («Секретные методы реанимации дзюдзюцу») Мацумото Мино, («Подробное разъяснение методов реанимации в японском дзюдзюцу») Моринага Хэйдзи, «Дзюдзюцу атэми кацу-но хо» («Методы атэми и реанимации дзюдзюцу») Фудзимура Киндзиро и другие.


Занятия под руководством Кано Дзигоро

Наконец, в 1896 г. Инокути Мацуносукэ издал фундаментальный «Сикацу дзидзай сэккоцу рёхо. Дзюдзюцу сэйрисё дзэн» («Полный курс физиологии искусства дзюдзюцу: методы убийства, реанимации, лечения вывихов и переломов»), в котором обобщил все достижения японских исследователей того времени. В работе над «Полным курсом...» Инокути полностью отказался от традиционных восточных представлений о физиологии человека и на основе исследований профессора Одзава Кэндзи детально описал локализацию уязвимых точек, возможные физиологические эффекты и эффективность воздействия на них с позиций западной анатомии и физиологии. Продолжил и углубил исследования Инокути ученик Кано Дзигоро, обладатель 7-го дана дзюдо, в предвоенный период директор центра Кодокан, профессор медицины Ямада Ко. В довоенных выпусках журнала «Дзюдо», который издавался Кодоканом, он опубликовал ряд статей о технике атэми: «Атэми» («Ударная техника»), «Уто-но атэ» («Поражение уязвимой точки уто»), «Техника тоатэ» («Техника поражения противника с расстояния»), «Сатто касуми» («Смертельная точка касуми»), «Тэнтоно сацу» («Убийство ударом в точку тэнто»), «Хоккёку-но сацу» («Убийство ударом в точку хоккёку») и «Мурасамэ Мацукадзэ-но сацу» («Убийство ударами в точки мурасамэ и мацукадзэ»). В статьях сэнсэй Ямада подробно описывал локализации точек с учётом анатомии и физиологии, объяснял характер воздействия на данные точки и степень эффективности.

В произведениях Ямады можно найти замечательную цитату: «Если исключить травмы, которые влекут за собой смерть противника, такие, как, например, кровоизлияние в черепную коробку или повреждение жизненно важных внутренних органов в целом, применение техники атэмивадза:

— в 53 % случаев влечет за собой обморок, потерю сознания или шоковое состояние;
— в 25 % случаев — травмы опорно-двигательного аппарата: паралич, растяжение, вывих, перелом кости и др.;
— в 20 % — кровотечение из носа, рваные раны и др.;
— в 2 % — нарушения зрения, слуха и т.д.»


Дзю-дзюцу в сельскохозяйственной школе. 1920-й год. Обращают на себя внимание оружейные пирамиды вдоль стен. Винтовка системы "Арисака" - обычный сельскохозяйственный инвентарь в старой Японии :)

Как сэнсэй Ямада установил процентное соотношение переломов, рваных ран и потерь зрения? В своё время я задал похожий вопрос мастеру рукопашного боя: «Как китайцы установили локализацию «точки смерти»»? И получил исчерпывающий ответ: «Попробовали». О том, что подразумевается под термином «Попробовали», можно прочесть в 4-м выпуске «Бюллетеня научно-исследовательского общества Кодокан дзюдо» («Кодокан дзюдо кагаку кэнкюкай кисё»). Во второй половине 60-х гг. XX века обладатель 5-го дана по дзюдо, сотрудник научно-исследовательской лаборатории спорта при Токийском педагогическом университете, профессор медицины Асами Такааки провел серию практических экспериментов с нанесением ударов в уязвимые точки человеческого тела. В ходе экспериментов спортсменам с завязаными глазами без предупреждения наносили удары в уязвимые точки, после чего фиксировались изменения в работе дыхательной системы, в показаниях электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. О смертельных исходах во время экспериментов профессора Такааки не сообщалось.

Часть вторая. Реанимация

А теперь поговорим, собственно, о реанимации в старой Японии...
Продолжение последует. Обязательно.

Источники

Богуш Д.А. Каппо. Японская техника реанимации в практике боевых исскуств. К.: «София», 1998 г. – 144 с.
Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан – 3-е изд. – М. Наука. 1992 г. – 576 с.
Момот В.В. Анатомия жизни и смерти. Жизненно важные точки на теле человека.
Перевод О. Штык, А. Горбылева по изданию: Ямада Коо. Каппо тайи// Дзюдо кодза («Лекции по дзюдо») т. 5., стр. 74–85. Токио, «Хакусуйся», 1956 г.

Взято здесь. Спасибо.




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments